Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/iconis/public_html/plugins/content/joomslide/joomslide.php on line 21

 Саракташ - строительство продолжается

Татьяна Морозова

Начало росписи в Саракташе

 

В строящемся храме в честь Святой Троицы начата роспись стен. Ее ведет артель иконописцев из иконописной школы при Московской Духовной академии г. Сергиев Посад Московской области под руководством Павла Никулина.

Артель работает с 2000 года, иконописцы работали в храмах подворья Толгского монастыря (рядом с Ярославлем), поселка Спирово Тверской области, города Ессентуки, города Нарвы, поселка Балтым Свердловской области, а также расписывали часовню в г. Электрозаводске Московской области и иконостасы в различных городах России

Больше года назад — в феврале 2006 года руководитель артели Павел Никулин познакомился с протоиереем Николаем Стремским и побывал в Свято-Троицкой Обители Милосердия п. Саракташ, осмотрел строящийся собор.

Вот что рассказал руководитель артели иконописцев Павел Никулин в специальном интервью для нашего журнала: «Роспись, которой занимается наша артель, ориентирована на византийский стиль середины ХIV века. Она осуществляется немецкими акриловыми красками ведущего европейского производителя. Краски имеют повышенную стойкость к истираемости, такая роспись может прослужить пять-шесть веков, тем более, что сверху роспись будет покрыта специальным защитным составом для укрепления и защиты красок.

Начало стеновой росписи восходит ко временам древней катакомбной церкви. Икону можно перенести в другое место, а роспись — нечто монументальное, вечное, придающее особый смысл всему внутрихрамовому пространству. После IV века, когда власти стали относиться терпимее к христианам, стали возводиться храмы. Их строили с ощущением внутреннего пространства. Роспись придает храму особое значение и располагает к молитве. Так, например, Патриарх Фотий в слове на освящение Фаровской императорской церкви призвал верующих приходить и рассматривать росписи даже вне службы.

Орнамент создает художник Лев ПопеленковОтец Павел Флоренский об иконостасе говорил, что, когда человек молится и смотрит на иконы, то он смотрит на Церковь Небесную, и само пребывание в храме становится другим, чем пребывание в помещении без икон. Это частично относится и к росписи, тем более что, когда святые изображены на стене, то это говорит о непоколебимости святых и событий, изображенных в росписи. Можно символически представить икону как малое, а роспись — большое музыкальное произведение, так же, например, как симфония более полно раскрывает какую-то тему, идею. С росписью изменяется сама атмосфера в храме».

На вопрос, какие чувства испытывает иконописец, Павел Никулин ответил, что самое первое ощущение иконописца это ответственность: «Подбор колера — самое большое нервное напряжение, в процессе работы главное — ощущение красоты и гармонии, и чтобы и ты, и другие почувствовали эту красоту и гармонию. А иногда надо посмотреть на свою работу отрешенным взглядом постороннего наблюдателя, и, конечно же, постоянно сверять работу с канонами, образцами. Это как в музыке, чтобы не было фальшивых нот.

Должна существовать своеобразная иерархия цвета и света, нужно правильно расставить акценты, выделить главное. Иконописец должен направить живописные средства на то, чтобы они линиями и формами рассказывали о святых, чтобы живопись была красивой и ясной и в художественном и в богословском смысле. Внешняя форма и внутреннее содержание должны соответствовать друг другу. Икона, с одной стороны, не должна быть лишена художественной ценности, с другой — не должна мешать молиться. Ведь икона должна служить пробуждению души, а не вызывать игру разума и чувств. Поэтому не должно быть таких композиций, которые могли бы быть спорными, неоднозначными».

Пожелаем мастерам успешной работы, и помощи Божией в их благодатном труде. Роспись Свято-Троицкого собора Обители Милосердия планируется завершить к Пасхе будущего, 2008 года.

© 2015 Центр Православного искусства Иконис. Все права защищены. Любое воспроизведение, передача, копирование, тиражирование и использование в коммерческих целях информации и материалов данного сайта только с предварительного письменного разрешения владельца сайта.